Новости и статьи по финансам, экономике, трейдингу, бизнесу, инвестициям:
13-07-2010

Трудный выбор: ИП или ООО ?

“МБ” начинает серию публикаций под рубрикой “Ликбез для начинающих”. Она предназначена для тех, кто решился стать деловым человеком и делает первые шаги в бизнесе. Открывает рубрику тема, которая нередко ставит в тупик новичков: какую юридическую форму выбрать для своего предприятия?

Малый бизнес использует две распространенные юридических формы — индивидуальный предприниматель (ИП) и общество с ограниченной ответственностью (ООО). Выбор формы зависит от характера бизнеса, от того, кто будут вашими клиентами и какие налоги вы предполагаете платить государству. Основное отличие в том, что ИП отвечает по обязательствам личным имуществом, а ООО — только имуществом организации. К примеру, если вы взяли кредит как ИП, то в случае невыплаты банк может через суд обратить взыскание на вашу личную квартиру. Но если кредит брался на ООО, то до конфискации квартиры дело не дойдет — в крайнем случае банк заблокирует ваш счет и может принудительно, через суд, закрыть бизнес.

При создании ООО участники этого общества несут ответственность в пределах уставного капитала. Он разделен на доли и распределен между участниками общества. По словам директора Территориального центра развития предпринимательства СВАО Москвы (ТЦРП СВАО) Романа Емельянова, это наиболее удобная форма для ведения семейного бизнеса. Участникам легче между собой договориться о принятии решений. С другой стороны, если кто-то из участников общества захочет выйти из ООО, то общество должно будет выплатить ему долю, которая определяется бухгалтерскими документами, что может поставить общество в сложное положение, вплоть до банкротства.

Отметим, что форма ИП позволяет существенно упростить налоговую отчетность. Вплоть до того, что предприниматель может вести ее сам (форма ООО требует обязательного найма бухгалтера). Еще одним преимуществом ИП является налоговый патент. Государство осознает, что тратить время на анализ значительных объемов отчетности и на высчитывание до копеечки налога от, например, мелкого торговца — для госбюджета смысла не имеет. Потому оно предлагает купить налоговый патент и, что называется, “жить спокойно”.

Критерии выбора

Москва — один из немногих регионов страны, где введено налогообложение по принципу патента. По городскому налоговому патенту можно осуществлять 47 видов деятельности. Список постоянно расширяется. В мае 2010 года по инициативе Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы Мосгордума обратилась с предложением расширить перечень видов деятельности, которые подпадают под налогообложение по закону “О патенте”. В ближайшей перспективе к городской системе патента предполагается подключить репетиторов, профессиональных домохозяек, нянь и частных таксистов. Стоимость патента в Москве составляет 6% от вмененного годового дохода. У каждого вида деятельности он свой. Но в среднем в месяц патент стоит 40—50 тыс. руб. Купить патент можно на срок от 1 до 12 месяцев. Специалисты советуют в первый раз брать патент на полгода. Этого времени обычно вполне достаточно, чтобы понять, выгоден ли бизнес, которым вы занимаетесь.

Отсюда первый критерий выбора формы: ИП подойдет в том случае, если предприятие может работать на налоговом патенте. Форма ИП идеально подходит именно для индивидуального, сугубо частного предпринимательства. Например, если вы — надомник (переводчик, репетитор, производитель игрушек, художник). Интересно, что многие ныне известные “раскрученные” писатели начинали как ИП: первые книги они издавали за свой счет, но типографии отказывались брать заказ на печать от физического лица и требовали регистрации ИП.

Вместе с тем форма ИП не запрещает использования наемного труда. Она подойдет, если в первый год деятельности вы не планируете расширения. А наем бухгалтера и возня с лишней отчетностью будет для дела обременением. Например, ИП подходит для торговой точки: как для отдельной палатки, так и для бокса в торговом центре. А вот для кафе ИП подойдет уже с трудом. Потому что клиентами кафе могут быть не только физические, но и юридические лица. Пусть, например, ваше кафе — ИП, но руководитель другого ООО (а то и ОАО) высоко оценил вашу кухню и хочет заказать у вас корпоративную вечеринку. Он столкнется с трудностями при оплате ваших услуг. Во-первых, ИП не обязан иметь счет в банке. Но даже если он у вас есть, у вашего контрагента возникнут проблемы. Юрлица платят НДС, а ИП от НДС освобождены. Ваш заказчик должен будет заплатить за ужин по безналичному расчету на 18% больше, чем у вашего конкурента — ООО. Как бы за эти деньги он не предпочел другую кухню…

Отсюда второй критерий выбора формы: если ваши клиенты — в основном физлица, то подходит ИП. Но если предполагается, что массовый заказчик будет юридическим лицом, то лучше выбрать ООО. Иногда различие весьма тонко. Например, если вы собираетесь на своей “Газели” заниматься доставкой мебели по квартирам, то следует выбирать ИП. Но если та же “Газель” будет возить канцтовары (и типичный заказчик — магазин), то лучше выбрать ООО. Не подходит ИП, если вы решили заняться оптовой торговлей спиртными напитками. Хотя, если ИП занимается просто торговлей и работает с физическими лицами, находится на упрощенной системе налогообложения, то это является самой оптимальной формой ведения бизнеса. ИП также подходит тем, кто планирует вести бизнес в сфере услуг.

Для регистрации ИП необходимо обратиться в налоговую инспекцию №46 по г. Москве. Заполняя заявление, надо обратить внимание на коды. “Есть общероссийские классификаторы видов экономической деятельности. Предприниматель должен выбрать для себя, какими видами деятельности он планирует заниматься, и указать это в заявлении”, — советует Роман Емельянов. По его мнению, лучше сразу подготовить весь пакет документов и представить его на регистрацию. Налоговая инспекция в течение 5 дней рассматривает эти документы и выдает свидетельство о регистрации, на основании которого предприниматель может заниматься бизнесом. Правда, придется заплатить госпошлину — 800 рублей.

Две “упрощенки”

Малый бизнес, разумеется, имеет годовой доход менее 60 млн. руб., количество наемного персонала менее 100 человек и не имеет филиалов. Следовательно, такой бизнес имеет право пользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН или “упрощенкой”). ООО на “упрощенке” — достаточно частое явление. Встречается даже ООО с налоговым патентом (это не запрещено!).

Проблема в том, что “упрощенок” в России две. Обе освобождают от уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество и ряда других налогов. В то же время статья 346.20 Налогового кодекса РФ гласит, что “1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% (т.н. налог с оборота — “МБ”) 2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15% (доход минус расход. — “МБ”)”.

Поэтому у предпринимателя сразу же возникает вопрос, какую из форм УСН выбрать? Этот вопрос обязательно возникнет при регистрации. Можно и сменить форму УСН, однако делать это разрешено не чаще, чем раз в год (уведомить государство о смене формы нужно в период с 15 ноября до 15 декабря).

Казалось бы, решить просто: если предполагается солидный поток выручки, но малая прибыль (обычная торговая точка), то имеет смысл воспользоваться пунктом 2. Если же у вас разовые продажи, но большая прибыль (например, магазин нумизматики, где продажи редки, но, что называется, метки), то имеет смысл выбрать пункт 1.

Но не все так просто. Например, ваше ООО — диспетчер грузоперевозок, то есть вы берете в аренду принадлежащие частным лицам грузовики (с водителями) и от своего имени возите груз. Какая форма будет выгоднее? Неоднозначно! А с точки зрения банковского кредита на развитие бизнеса, который ваше предприятие рано или поздно захочет взять, какая форма выгоднее? На самом деле, форма 2, но это вовсе не очевидно (в том числе — и банку).

Советы по делу

Вывод: в процессе работы вы не раз смените юридическую форму или хотя бы задумаетесь над тем, чтобы ее сменить. Нет идеальной правовой формы для малого бизнеса на все случаи жизни. Зато в столице при поддержке правительства Москвы в каждом административном округе действуют территориальные структуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса (ТЦРП), которые бесплатно подскажут вам оптимальное решение в конкретной ситуации. В ТЦРП вам также обязательно расскажут о многочисленных льготах и о том, какой вид деятельности приоритетный для округа, какой лицензируется, ответят на вопросы о регистрации фирмы, вступлении в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы. Помимо всего этого в ТЦРП постоянно проводят бесплатные информационные семинары, где подробно рассказывается обо всех видах поддержки, а также освещаются вопросы охраны труда, бухучета и т.д.

Столичная система поддержки малого и среднего бизнеса предлагает предпринимателям воспользоваться имущественной, консультационной и другими видами поддержки. Начинающие предприниматели могут рассчитывать на получение субсидии в размере до 350 тыс. рублей — при условии, что аналогичную сумму внесут сами; те, кто занят в приоритетных сферах деятельности, таких, как производство, инновации, ЖКХ, ремесленничество, бытовое обслуживание, социальная сфера и молодежный бизнес, могут получить до 2,5 млн. рублей. Найти все необходимую информацию и контакты, а также более подробно ознакомиться с программами поддержки малого и среднего бизнеса в Москве можно на сайте www.dmpmos.ru и www.mbm.ru

Кроме того, начинающему бизнесмену необходимы хотя бы минимальные знания в области бухгалтерского учета. А если вы выбрали ООО, то ваш бухгалтер должен стать вам первым другом, помощником и советчиком. К выбору бухгалтера не следует относиться формально. Бухгалтер — это единственная должность, на которую полезно пригласить человека “по знакомству”. Потому что бизнесмен и бухгалтер должны друг другу абсолютно доверять.

Источник: www.mk.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте