Новости и статьи по финансам, экономике, трейдингу, бизнесу, инвестициям:
15-12-2009

Бизнес-консультанты: нужны ли они бизнесу? Часть 1


Бизнес-консультанты: нужны ли они бизнесу? Часть 1
«Кто умеет делать – делает, а кто не умеет – учит.» Народная мудрость.

Начну издалека. Любой практикующий психолог скажет вам истину, которая кажется любому здравомыслящему человеку просто бесспорной: «Легче списать свою глупость, подлость и лень на кого-то (школу, родителей, правительство, судьбу и т.д.), чем работать над собой!»

Но если это относится практически к любому отдельному человеку, то странно, что этот принцип так редко учитывается в бизнесе. Ведь бизнес – это тоже… отношения между людьми.

Сейчас я хотел бы высказать свои мысли о бизнес-консультантах «со стороны», которых нанимают «для оздоровления бизнеса». Начну с авторитетов…

«… фирма CSC Index из Кэмбриджа, провела совместно с Американской ассоциацией управления опрос 376 генеральных директоров крупнейших американских корпораций. Выяснилось, что примерно половина всех выполненных технологических проектов не оправдала ожиданий руководителей.

В анонимном же опросе более 80% процентов руководителей признали, что консультанты «не оправдали их ожиданий», т.е. признались, что просто выкинули деньги, которые могли бы быть направлены на производство собственных товаров, услуг, исследований.»

Д. Траут. «Большие проблемы больших брендов.»

И это притом, что объём рынка консультационных услуг для бизнеса (только в США) давно превысил цифру в 50 миллиардов долларов.

За что люди отдают такие деньги, если «более 80% процентов руководителей признали, что консультанты «не оправдали их ожиданий». А вот зачем. В двух словах.

Спросить у кого-то, а потом, если не получилось, сказать, что вот, советчик этот и виноват. А мы тут ни при чём!

Я совсем не против консультантов, которые учат сотрудников, как эффективнее управлять временем или профессиональные тренинги для повышения квалификации персонала. Боже упаси! Совсем наоборот, такие тренинги не просто нужны, а жизненно необходимы.

Я сейчас о другом. О консультировании руководителей бизнеса по вопросу «куда и как» идти их бизнесу. Консультации по «прокладыванию своего пути» фирме (организации) в современном, так быстро меняющемся мире.

Руководитель определяет бизнес-стратегию фирмы. Потом проводит эту бизнес-стратегию фирмы в жизнь через препятствия:
• Внешние, в виде рыночных игроков (конкурентов, проверяющие и регулирующие организации, поставщиков и клиентов). Как реальных, так и потенциальных, которые, возможно, подключатся к игре только в будущем. А кто сможет точно спрогнозировать будущее?
• Внутренние – через решение внутренних проблем фирмы с помощью менеджеров.

Посмотрим, как могут консультанты помочь…

Разработка бизнес-стратегии. Конечно, консультантов здесь можно… вежливо послушать. И даже взять кое-какие мысли на заметку. Но вот информация к размышлению. Подумайте, а если эти консультанты так разбираются в вашем бизнесе, почему они сами не делают деньги на этом или похожем Деле. Ну, по которому они консультируют.

Внешние препятствия. Конкурентов ещё можно как-то просчитать, и то, только из близко прилегающих рыночных ниш. А кто спрогнозирует развитие сознания потребителей, сумма денег у которых всегда ограничена. Как можно просчитать политику регулирующих органов, если в результате выборов придут политики с совершенно иным видением «своей миссии», чем за все предыдущие времена. Да и вообще, мир меняется слишком быстро. И всегда не в ту сторону, в которую хотелось…

Внутренние препятствия. В основном эти препятствия генерирует внутрикорпоративная культура, неписаные правила отношения людей внутри фирмы. А может ли консультант, даже если он семи пядей во лбе, изменить отношения, принятые в отдельно взятой фирме? Ответ очевиден. Нет! Т.е. тактические, мелкие улучшения с помощью консультантов ещё можно как-то, через пень-колоду, внедрить. А если ошибка стратегическая? Ну, бизнес движется не в ту сторону?

А, ещё один очень интересный вопрос. Когда приглашают консультантов? Правильно, когда у фирмы большие, очень большие или неразрешимые проблемы. И решать их нужно быстро. Кто даст консультантам, практически «людям со стороны», такие полномочия?

А может быть, «снижение оборотов» в вашем бизнесе просто… естественно. Вы знаете хоть один бизнес, работающий стабильно из квартала в квартал в течение длительного времени?

И ещё! Единственный способ избежать больших (огромных, неразрешимых) проблем – задушить плохие решения в зародыше, а не ждать, когда они расцветут махровым цветом. Как и конкурентов, кстати, но это так, к слову! Но ведь для этого нужно… работать долго, нудно и… неблагодарно! Наёмный менеджер, даже с приставкой «топ» иногда просто физически не способен на такое, зная, что завтра, если его «вышвырнут», результатами его труда воспользуется другой. Нанять консультантов «со стороны» проще и привычнее!
Но это всего лишь видимая, «надводная» часть айсберга. А «подводная» часть гораздо больше, шире и… глубже. Кому это интересно – читаем дальше!

Автор: Михаил Груздев
Источник:
www.shkolazhizni.ru


Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте