Новости и статьи по финансам, экономике, трейдингу, бизнесу, инвестициям:
22-07-2009

Как восприняли кризис разные поколения?

Экономические потрясения поколения воспринимают по-разному. Для одних это катастрофа, для других — азартное предчувствие большой игры

Со времени начала Великой депрессии прошло восемьдесят лет. То есть немногие ветераны могут поделиться ценным опытом. Россиянам проще — нам расслабляться не дают потрясения последних двух десятилетий, связанные с развалом Союза и дефолтом 1998-го. Но, несмотря на опыт и жизнеутверждающий девиз «Не жили хорошо и не фиг начинать», люди волнуются и готовятся. Каждое поколение будет преодолевать экономический спад по-своему. Родившиеся в период с 1940-х до начала 1980-х («беби-бумеры» и «иксы») напряглись и задумались о том, как прокормить себя и семью. Довоенное поколение («молчаливое») привычно скупает соль-спички и прикидывает, что лучше посадить на шести сотках. Хуже всех «новичкам» («игрекам»), которые мало представляют, что баррель нефти может стоить меньше ста долларов.

«Молчаливое» поколение (1923–1943)

Сегодняшние пенсионеры — люди, пережившие войну. Они видели, как GI (предыдущее поколение, «победители») уходили на фронт, погибали или возвращались с медалями. «Молчаливые» были в тылу, голодали, умирали от болезней и недоедания — все это они делали молча. За смерть не от руки врага медалей не давали, но «молчаливым» объяснили, за что они умирают: за лучшее будущее, за страну, за потомков. В общем, «молчаливое» поколение — российские пенсионеры — давно привыкло приносить себя в жертву. Сегодняшний экономический кризис для них — лишь очередное испытание. Они продолжают жить на три тысячи рублей в месяц, просто потому, что умеют это делать. И сейчас, молча, не жалуясь на кризис, они запасаются вещами и едой: солью, спичками, крупами.

 

Так делали их мамы и бабушки в военные и голодные послевоенные годы.
«Молчаливое» поколение имеет колоссальный опыт выживания. Вместе с тем это пожилые люди, которые все меньше могут рассчитывать только на себя. Были бы они моложе, их отношение к кризису было бы иным. А сейчас те из них, кто заметил этот кризис, опасаются, что просто его не переживут.

«Беби-бумеры» (1943–1963)

Кризис для них — это удар не только по мировой экономике, но и по личному достоинству их самих. Они принимают кризис близко к сердцу, потому что тот ставит под сомнение главную ценность, культивируемую в этом поколении, — возможность победы. Кризис — поражение, а игра настоящей команды должна заканчиваться только победой. Руководители государства и многих российских компаний — как правило, «беби-бумеры», и вот они собираются с силами всей командой и бросаются грудью на амбразуры кризиса. Результатов пока ноль, зато борьба идет. В кризисе «беби-бу-меры» переживают не только за себя, но и за свои компании.

Для поколения «беби-бумеров» кризис не катастрофа. Базовый для этого поколения страх голода еще не наступил. Но есть серьезное разочарование. Им казалось, что они заслужили свою часть покоя и долю благополучия. А все повернулось так, что от них требуется в очередной раз напрячь все силы.

«Иксы» (1963–1983)

Для поколения «икс» кризис — это не поражение и не испытание. «Иксы» воспринимают его как одну из задач, которую нужно решать. И в отличие от первых двух поколений, они не раздувают кризис до проблемы глобальных масштабов. Пока «молчаливое» поколение переживает за себя и за страну, а «беби-бу-меры» — за себя и за предприятия, «иксы» переживают исключительно за себя и свое ближайшее окружение. «Икс» уверен в том, что он профессионал, и надеется безболезненно пережить кризис благодаря своему профессионализму. Единственное, что его сильно беспокоит, — отсутствие интересных проектов на работе и возможности путешествовать. Одна из основополагающих ценностей этого поколения — самовыражение и всеобщее признание. Деньги для «икса» очень важны, но еще важнее доказать окружающим, что он — особенный.

Возможность путешествовать для поколения «икс» — это знак личной свободы и независимости. Будучи в массе своей людьми аполитичными, «иксы» внимательно отслеживают, «не перекрыли ли границы». Для них кризис связан с опасениями, что нарушится сформировавшийся в стране статус-кво: мы не лезем в политику, вы оставляете нас в покое.

«Игреки» (1983–2000)

Заметило ли кризис поколение «игрек» — спорный вопрос, ведь их пока еще не так много на рынке труда. Хотя соц-опросы показывают, что кризис «игрекам», безусловно, виден. Через цены. Они повысились, а «игреки» не хотят экономить на одежде и тусовках. «Игреки» видят в кризисе только отсутствие денег, денег и еще раз денег. Впрочем, это поколение сейчас переживает двойной кризис: с одной стороны, финансовый, а с другой — ценностный. Гламур перестал быть актуальным, а взамен пока ничего не предложили.

«Игреки» росли и видели, как постепенно менялось к лучшему материальное положение семьи — родители начинали покупать больше конфет, игрушек, ездить за границу и брать их с собой… Естественно, поколение связывало это с развитием страны — во всяком случае, так ему объясняли финансовую стабильность государственные пропагандисты. Словом, своим горбом им добывать ничего не приходилось.

Если верить теории поколений, «игрекам» сегодня хуже всех. Экономически активная часть этого поколения переживает кризис довольно эмоционально. Кризис непосредственно связан с базовыми страхами этого поколения — страхом бедности и социального аутсайдерства. Молодые и неопытные в первую очередь оказываются под угрозой сокращения. Многие из них споткнулись на первых ступенях карьерной лестницы. При этом в силу своей молодости это поколение имеет достаточно ресурсов для адаптации в новых условиях. За недостатком личного опыта многие представители поколения «игрек» начинают копировать поведенческие модели предыдущего поколения (например, юные «псевдочелноки» везут из туристических поездок сумки с товарами, которые затем распространяют через социальные сети).

В записную книжку революционера

Именно «беби-бумеры» могут инициировать общественные движения — митинги и демонстрации протеста — и потянуть за собой «игреков», ведь они очень хорошо владеют технологией общественного лидерства. «Игреки» за ними пойдут — в душе они давно патриоты, только пока еще не умеют сами координировать и направлять усилия.
Подтянуться ли «иксы»? Возможно. Если получат достаточно информации о том, что кризис и происходящее в стране вообще могут нести угрозу лично для них и для их семьи. Вот тогда, состыковав все факты, «иксы», скорее всего, выйдут на демонстрации и «включат» там свой рационализм. Лидерами непременно станут «беби-бумеры», потому что, помимо прочего, владеют и технологиями привлечения «иксов». А «иксы», в свою очередь, научат «игреков» тому, как надо действовать.

Саботирует только «молчаливое» поколение. Оно привыкло ждать до последнего. Хотя, если сильно прижмет, к протестам могут присоединиться и «молчаливые». Но в гораздо большей степени протестующие будут представлены «игреками» — именно на них сделают ставку «беби-бумеры».

Кто следующий

Поколение GI («победители», с 1900 по 1923 год), сами понимаете, не вечно. Так что изучайте новый термин: скоро в социальную палитру вольется новое поколение — «зет» (рожденные с 2001 года).

Нетрудовые резервы

Экономический кризис — это всегда массовые увольнения. И разные поколения будут реагировать на них по-разному «Вы уволены!» Тяжелее всего переносят эту фразу «иксы». Они ведь профессионалы, им сложно уйти из профессии или переквалифицироваться. «Иксы» будут всячески избегать увольнения, оно в любом виде — признание их непрофессионализма, то есть удар по одной из главных ценностей. Если «икс» почувствует, что его вот-вот уволят, то сам гордо подаст заявление об уходе. Он не станет истерить. «Это» уже произошло, поэтому «икс» тщательно проанализирует сложившуюся ситуацию и попытается предпринять конкретные действия. А с другой стороны, им нравится принимать вызов, а увольнение — это разве не он? Спортивный дух изменит «беби-бумерам», потому что предпенсионный возраст не предполагает поиска новой работы. Представители этого поколения будут делать все возможное, чтобы подольше продержаться на старом месте. Даже если урежут заработную плату или вовсе перестанут платить. Для «бе-би-бумера» важна команда, и лучше он останется в ней и дождется лучших времен вместе с ней. Руководитель предприятия, если он «беби-бумер», тоже проявит верность принципу «Один за всех и все за одного». Он может перевести свою команду на четырехчасовой рабочий день, но сохранит всю ее в неизменном составе.

Занимательные цифры

Базовые поколенческие ценности формируются до двенадцати-тринадцати лет.

С точки зрения теории поколений одно поколение — около двадцати лет.

Примерно каждые восемьдесят лет одни и те же ценности, но уже в другом поколении повторяются.

Материальное поражение С августа 2008 года появился новый тренд — самоубийства бизнесменов. Во всех предсмертных записках присутствует слово «кризис». Большинство не сумевших его пережить — люди старшего возраста. То есть «иксов» среди них мало.

Такой расклад вполне вписывается в законы теории поколений: для «беби-бумеров» кризис — серьезное поражение, кроме того, они понимают, что в силу возраста уже не смогут наверстать упущенное. Некоторым «беби-бумерам» легче уйти из жизни, чем предать команду.

В первые дни нового года СМИ сообщили о том, что под поезд бросился один из богатейших людей планеты — германский промышленник миллиардер Адольф Меркль. В прошлогоднем списке «Форбс» он занимал 94-е место, контролировал ряд крупных компаний, занимающихся строительством и фармацевтикой. С началом кризиса Меркль потерял примерно четыреста миллионов евро, вложенных в акции концерна «Фольксваген», затем пытался договориться с банками о реструктурировании долгов своих предприятий, но, видимо, не смог. 74-летний Меркль был представителем «молчаливого» поколения, уйди он в свое время на пенсию, скорее всего, до сих пор остался бы жив.

Согласно теории поколений пенсионеры на кризис реагируют спокойнее, в основном потому, что им нечего терять.


Но кризис уносит жизни и простых людей, набравших потребительские кредиты в банках. Об этом говорят данные правоохранительных органов разных стран — от США до России. С началом кризиса отмечается рост самоубийств среди людей старше пятидесяти лет, то есть среди все тех же «беби-бу-меров».

Евгения Шамис, координатор проекта RuGenerations, старший партнер Бюро тренинга и консалтинга «Персонал Тач»:

В кризис стало особенно заметно, что понимание ценностей поколений помогает объяснять многие явления и решать задачи. Пожалуй, самый распространенный пример ценностей «молчаливого» поколения — это фраза «Доешь до конца то, что в тарелке». Они пережили войну, росли в условиях нехватки пищи, не зная, когда удастся в очередной раз поесть… У них сформировалась ценность — запасаться продуктами и другими товарами. Войны сейчас нет, но это поколение даже в самые сытые годы продолжало делать запасы.

Люди разных поколений произносят одни и те же слова, но за ними стоят разные смыслы. Например, для «беби-бумеров» слово «команда» всегда воспринимается только как команда спортивная. Они играли в командные игры во дворе, они умеют побеждать в командных соревнованиях. «Беби-бумеры» занимают ключевые позиции в бизнесе и власти, и там они тоже выстраивают свои команды по спортивному принципу. Есть лидер, которому все беспрекословно подчиняются.

Для поколения «икс» команда обычно проектная, в которой за каждым из нас закреплена своя роль. И не дай бог кто-нибудь забудет упомянуть о нашем личном вкладе в работу этой команды…

А вот когда мы начали работать с «игреками» на тренингах, то обнаружили, что у них за словом «команда» стоит тусовка в нашем понимании.

Но как только им об этом говоришь, они начинают активно возмущаться — считают, что мы не уважаем их командную роль и связи. Однако задача «Построй команду по принципу себе подобных» — одна из самых больших ловушек. К примеру, я очень активна и буду искать таких же активных людей себе в команду.

В какой-то момент у всех взыграют амбиции, и мы передеремся. Мы изучили примеры и российских, и западных компаний. Так вот, хорошие команды составлены из представителей разных поколений. «Беби-бумеры» могут сделать то, что не можем сделать мы — «иксы». И наоборот.

Андрей Онучин, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова:

«Важно учитывать, что, используя метафору поколений как объяснительную модель, мы оперируем двумя группами характеристик: каждое поколение «здесь и сейчас» — это люди определенного возраста, что отражает их возможности и ограничения. Вместе с тем каждое поколение формировалось в контексте общих макро-социальных и исторических событий.

В детстве каждое поколение обретает свои базовые тревоги и страхи, транслируемые детям взрослыми. Обычно это проблемы, уже частично преодоленные, но остающиеся актуальными для переживавших их родителей. Так, не вдаваясь в детали, мы можем отметить, что базовым страхом для «молчаливого» поколения была угроза физического уничтожения, для «беби-бу-меров» — страх голода и лишений, поколение X — угроза потери свободы, поколение Y — страх бедности (не голод, а потеря привычных материальных ценностей) и социального аутсайдерства (потеря жизненных перспектив, в том числе и в материальном развитии).

Для каждого поколения кризис — это сбой сценария, по которому планировалась дальнейшая жизнь, то есть ситуация, обостряющая базовые страхи.

Евгений Никонов, руководитель проекта RuGenerations:

Вся идея теории поколений в том и заключается, что ценности формируются строго до 12–13 лет, а потом уже не меняются. Или меняются в случае больших потрясений и катастроф. Например, смерти члена семьи или наступления войны. До 12–13 лет ребенок не оценивает то, что происходит, — просто принимает как данность. Мы же были пионерами, комсомольцами, потом жили в демократическом государстве. Вот теперь у нас очередной кризис, но мы-то знаем, что не пропадем, — в первый раз, что ли?

У молодого поколения это не так. Они росли в стабильных условиях, у них было больше возможностей для самовыражения. При этом им постоянно напоминали о том, как им повезло жить в такое время. У них от свободы глаза разбегаются, и поэтому возникает потребность в какой-то направленности. Они не знают, куда идти, и возникают всякие движения — эмо, готы.

КОМУ КРИЗИС ПО КОЛЕНО

«Кризис» — слово, одинаково звучащее для всех поколений. Но представители разных поколений видят в нем свою особую суть. А потому будут не только по-разному реагировать на кризис, но и искать разные пути его преодоления.

Приоритеты Молчаливое поколение
1923–1943 г. р.
Поколение беби-
бумеров
1943–1963 г. р.
Поколение Х
1963–1983 г. р.
Поколение
Y
1983–2000 г. р.
Приоритеты Уважение к должности
и статусу
Жертвенность
Подчинение
Честь
Терпение
Экономность
Оптимизм, идеализм
Молодость, здоровье
Ориентация на команду
Уважение статуса
и стремление к нему
Ностальгия
Глобальная информированность
Индивидуализм
Выживание, надежда на себя
Обучение в течение всей жизни
Неформальность
Прагматизм
Равноправие
Оптимизм, общительность
Подчиненность
Немедленное
вознаграждение
Гражданский долг
Мораль, наивность
Техническая грамотность
Проблема не кризис,
а очередное испытание
не кризис, а сбой системы не кризис, а задача,
которую надо решить
не кризис, а рост цен
Решение переждать перестройка всей системы индивидуальные стратегии играть за страну
Средства запастись едой и вещами активизация рабочих
команд и связей
рациональное сокращение
собственных расходов
поиск временной работы
Рабочая площадка доски объявлений, газеты
(пишут письма)
конференции, дискуссии,
(в споре рождается истина)
интернет: блоги, форумы
(получение информации)
вступление в политические и
общественные объединения
Ожидаемый результат в краткосрочной перспективе
(до завершения долгосрочной
могут не дожить)
в долгосрочной перспективе
(2020–2030 годы)
в краткосрочной перспективе –
пережить две трехлетки и
добраться до конца кризиса
в долгосрочной перспективе
(они достаточно молоды,
чтобы ждать)


Благодарим за помощь в подготовке статьи проект RuGenerations в лице Евгении Шамис и Евгения Никонова.

Источник: www.aif.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте