Домашнее задание для молодого бизнесмена

08-05-2010Компания, бизнес которой состоит в подготовке бизнес-планов и финансовых моделей, по роду своих занятий, чаще всего сталкивается с тремя категориями бизнесменов:

1. У которых есть идея, но нет денег.
2. У которых есть идея и есть деньги.
3. У которых нет идеи, но есть деньги.

Очевидная четвертая категория (нет идеи и нет денег) - хоть и самая большая, чаще всего довольствуется пивом и телевизором, в котором есть все ответы на все вопросы, поэтому сегодня о ней не будем. Впрочем, не будем о второй и третьей категориях тоже. О них - в следующий раз.

Сегодня я хочу опубликовать 20 вопросов для бизнесменов первой категории. Ответы на них должны помочь молодым предпринимателям, которые хотят заработать свой первый миллион до 30 лет и рвутся в бой, невзирая на препоны и преграды. Самые настойчивые, трудолюбивые и упорные из них обязательно пробьются в "большой бизнес", как зеленый лист подорожника пробивается сквозь суровый асфальт российских дорог.

В чем основная сложность талантливых студентов с большими и светлыми головами, которые мечтают сделать из одного доллара два? Наверное, в том, что они могут довольно четко объяснить, куда они потратят заработанные деньги, но довольно плохо представляют, как обеспечить бесперебойность бизнеса, мотивацию персонала и приток новых клиентов. Особенно после того, как закончатся "легкие" кредитные деньги.

Когда молодой бизнесмен недостаточно много думает о рисках, сложностях и возможных проблемах своего проекта, а вместо этого ему грезятся яхты, девочки и пальмы - в 90 случаях из 100 его бизнес ждет незавидная участь. Причем, самое странное - многие из этих толковых людей, читая предостережения, связанные с рисками, или разговаривая со специалистами по бизнес-планированию, кивают головами, соглашаются, все понимают и все знают, но все равно - не хотят взглянуть на вещи скептически. То есть, именно так, как это будет делать человек, к которому они впоследствии придут за деньгами. Даже если это их папа, а не аналитик крупного банка.

Ответьте на эти вопросы честно. Ответьте хотя бы для себя. Это не рекламная листовка, тут не нужна реклама, самопиар, красивые или общие слова. Чем больше вы продумаете каждый ответ, тем больше будет понимания и, соответственно, легче будет общаться с инвесторами. Кроме обязательного инвестиционного плана будущего проекта, маркетингового исследования и уверенного общего понимания, что этот проект - то, чем вам будет интересно заниматься ближайшие 10 лет, сделайте еще и это мини-исследование. Особенно, если у вас в голове не вертится фраза, которая должна быть рефреном вашего бизнеса:

"ДА, Я ЗАПУЩУ ЭТОТ ПРОЕКТ, ЧЕГО БЫ МНЕ ЭТО НЕ СТОИЛО И Я УВЕРЕН В ЕГО УСПЕХЕ!".


Итак, 20 вопросов начинающему бизнесмену

1. Можете ли вы перечислить три главные проблемы, которые будет решать ваш будущий бизнес? Действительно ли это проблемы? Ваши потенциальные клиенты реально от них страдают?
2. Каким образом ваш бизнес будет решать эти проблемы? Опишите одним предложением.
3. Можно ли сказать, что ваш бизнес улучшает или облегчают чью-то жизнь? Вы предполагаете, что люди к вам будут обращаться, когда у них возникает проблема или что вы сами будете обращаться к ним, чтобы объяснить им, в чем у них проблема и помочь ее решить?
4. Если бы в вашем го