Где взять стартовый капитал для собственного бизнеса?

31-08-2009
Где взять стартовый капитал для собственного бизнеса? Для того, чтобы начать собственное дело необходим стартовый капитал. Каждый начинающий предприниматель выбирает свой путь: кто-то продает недвижимость и имущество, кто-то занимает у друзей. Однако подобные способы финансирования связаны с большими сложностями. Есть и другой выход.

Речь идет о микрофинансировании. В общем случае микрофинансирование представляет собой отрасль, основной задачей которой является оказание финансовых услуг небогатым людям, которые в силу многих причин не могут воспользоваться обычными финансовыми услугами. При этом базовым элементом микрофинансирования является малое кредитование - выделение кредитных ресурсов представителям малого бизнеса. Отметим, что малое кредитование может принимать разные формы: кредит наличными, экспресс-кредит, кредит без залога, займ, и т.д.

На фоне кризиса оправдано выросло внимание государства к микрофинансированию. "Все понимают, что альтернатива безработице - это малый бизнес. Но как его начать без капитала? Поэтому в дополнение к программе грантов безработным на старт своего дела, в число антикризисных приоритетов правительства на 2009 год вошло и микрофинансирование. На цели выдачи микрозаймов в сумме до 1 млн руб минэкономики предоставило 39 регионам более 2 млрд руб бюджетных ресурсов, - рассказал в интервью порталу "ОПОРА-КРЕДИТ" Президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамут. - Эти средства пойдут на капитализацию региональных фондов и центров микрофинансирования, причем выдача займов начинающим предпринимателям будет проводиться на льготных условиях".

По мнению эксперта, начинающий предприниматель, на нулевой стадии, может привлечь микрозаем на становление бизнеса.  Например, некоторые микрофинансовые организации в России применяют модель кредитования групп солидарной ответственности. "Это первый путь кредитования start-up. В этой схеме микрозаймы получает несколько членов группы, в которой каждый является поручителем за всех остальных, - пояснил г-н Мамута. - Формируется достаточно устойчивая конструкция, в которой, скажем, один из пяти предпринимателей может быть начинающим. На первый взгляд, такая модель вызывает недоумение и даже недоверие к своей работоспособности, но могу сказать, что я сам занимался ее внедрением в Воронеже, когда работал директором областного фонда поддержки малого предпринимательства и убедился, что при соблюдении ряда правил и стандартов она работает очень надежно. Так, предприниматели должны сами приводить с собой новичка, за которого они готовы поручиться, навязывать им ничего нельзя". Возможны и другие варианты. Уже более десяти лет во Франции действует крупнейшая в Западной Европе микрофинансовая организация - Ассоциация за право на экономическую инициативу (ADIE). Эта структура финансирует в основном начинающих предпринимателей и достигла выдающихся результатов - более 80% возвратности микрозаймов при портфеле займов в 150 млн евро. За эти годы они отработали специальную технологию отбора и сопровождения заемщиков на протяжении всего бизнес-цикла, которая позволяет достигать таких качественных результатов. В обозримом будущем эту технологию намерены внедрить и в России. В основном, подобная программа была бы интересна для государственных микрофинансовых организаций, которые получают бюджетные ресурсы специально для кредитования начинающих.

Сегодня на рынке микрофинансирования в той или иной форме представлены практически все федеральные банки. Среди дочерних микрофинансовых организаций г-н Мамута выделил: ВТБ24, Московский индустриальный банк, Мастер-банк. Представлены и зарубежные микрофинансовые банки: Форус-банк, созданный в 2005 году на базе фонда "Фора"; проект НДКО "Женская микрофинансовая сеть" (дочерняя структура Всемирного женского банка). Планирует создание банка в России и один из лидеров мирового микрокредитования - компания Finca International, пока действующая в России в форме ЗАО.

Однако несмотря на все вышеперечисленное, Россия пока значительно уступает по уровню развития микрофинансирования многим странам. В том числе, и своим соседям по блоку BRIC - Бразилии, Индии, Китаю. Спрос на микрокредиты в России составляет не менее 250 млрд руб. При этом 80% рынка микрофинансирования сконцентрировано в 25 российских регионах. По данным экспертов, с 2003 по 2008 год рынок предложения микрофинансовых услуг вырос в девять раз (с 3 млрд до 25 млрд руб). Таким образом, объем рынка удваивался практически каждые полтора года. Такой бурный рост был обусловлен, с одной стороны, развитием кредитной кооперации, с другой – распространением технологий микрофинансирования среди региональных фондов поддержки малого предпринимательства. Однако в масштабах всей страны, эти показатели мизерны. Потому как спрос превышает предложение в 10 раз.

Источник: www.finam.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте