Вся правда о бухгалтерском аутсорсинге

02-07-2009

Платить за услуги сторонней бухгалтерской компании зачастую менее затратно, чем содержать собственную бухгалтерию. Это – одно из главных достоинств аутсорсинга. Однако воспользоваться им могут далеко не все фирмы.

Кто не может воспользоваться аутсорсингом?

Существует ситуация, при которой фактически исключается привлечение сторонней бухгалтерской компании вместо собственной бухгалтерской службы. Например, наличие у производственного предприятия большого объема первичной документации, на основании которой ведется управленческий учет и принимаются оперативные решения по управлению бизнесом. В этом случае исключается работа бухгалтерского подразделения вне рамок текущих бизнес-процессов предприятия, и возможна передача для внешней обработки лишь отдельных участков. Без ущерба для оперативного управления можно отдать на аутсорсинг, например, учет основных средств, расчет заработной платы, проведение инвентаризаций, ведение кадрового делопроизводства.
Также перспектива привлечения сторонней компании вполне реальна, если в компании грамотно отлажены основные бизнес-процессы, включая документооборот как бухгалтерский, так и прочий. Однако если движение документов в организации напоминает броуновское, то ни одна внешняя компания, привлеченная только к их обработке, не сможет качественно выполнить свою работу.

Всегда ли заказчик и бухгалтерская компания понимают друг друга?

Взаимное непонимание возможно, например, в силу разной трактовки указанных в договоре обязанностей. Договором обычно предусмотрены ведение бухгалтерского и налогового учета, а также подготовка и передача в налоговые органы финансовой отчетности и деклараций по налогам. Но иногда заказчик почему-то считает, что любые вопросы, относящиеся к «бумагам», должны решаться силами бухгалтерской компании.
Например, подготовка проектов хозяйственных договоров, расчет налоговых последствий сделки, получение первичных документов от подразделений заказчика и его контрагентов, подготовка технико-экономического обоснования для получения банковского кредита и т.п., вплоть до дачи объяснений налоговым органам по существу проведенных заказчиком хозяйственных операций. Если заказчик хочет решить все «бумажные» вопросы таким образом, то это означает попытку переложить на бухгалтерскую компанию часть профильных бизнес-процессов и, как следствие, часть предпринимательских рисков. А это не вписывается в модель аутсорсинга, поэтому такой вариант возможен, но он должен быть принят сторонами вполне осознанно.

Какие «неэкономические» проблемы решает аутсорсинг?

В первую очередь – это качество персонала. Подбор бухгалтеров, особенно высокой квалификации, всегда являлся сложной задачей. Работодатель не в состоянии оценить знания и квалификацию бухгалтера. Даже рекрутинговые агентства не являются панацеей, несмотря на значительную стоимость их услуг. Зато сторонняя бухгалтерская компания, как правило, проблему профессионального уровня собственных бухгалтеров давно решила.
Есть и еще одна проблема – невозможность в текущем режиме контролировать качество работы бухгалтерии. Ведь пока не возникнет каких-либо проблем с налоговой инспекцией, у руководителя вроде и нет оснований предъявлять претензии к бухгалтерии. А когда такие проблемы возникли, тут уже не до претензий, лучше искать пути разрешения проблем, в том числе и привлекая внешние силы.
Профессиональная бухгалтерская компания имеет службу внутреннего контроля, которая периодически проверяет качество ведения учета, правильность составления налоговых деклараций и своевременность сдачи отчетности. Да и опыта решения проблем по линии налоговой инспекции у бухгалтерской компании, как правило, больше, чем у компании-клиента.

От всех ли проблем с налогами и учетом помогает избавиться бухгалтерская компания?

Разумеется, нет. За содержание первичных документов всегда отвечает заказчик, это часть его бизнеса. А именно к первичным документам в ходе налоговых проверок часто предъявляются претензии.
Например, ваш контрагент не ответил на запрос из налогового органа, поэтому документы не будут учитываться при формировании налоговой базы и т.п. Налоговое законодательство трактуется неоднозначно, что с учетом фискальной направленности и повышения планки средней суммы доначислений по результатам налоговых проверок практически гарантирует появление по итогу проверки недоимок по налогам, штрафов и пеней.
Однако и в этом случае есть плюсы от работы с профессиональной бухгалтерской компанией: ее услуги по участию в арбитражных спорах с налоговой инспекцией обойдутся дешевле, чем услуги привлеченных адвокатов.



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте