Неденежная мотивация: чем поощряют сотрудников, когда денег в обрез?

13-05-2009
Неденежная мотивация: чем поощряют сотрудников, когда денег в обрез? В нынешних непростых экономических условиях у компаний не так много ресурсов для того, чтобы поощрять своих сотрудников. Однако демотивированные работники представляют собой угрозу. От того, насколько они хорошо будут работать, зависит то, насколько хорошо будет себя чувствовать компания.

Чтобы пережить экономический спад, компании сокращают бюджеты на персонал, отменяют бонусы, увольняют. В этих условиях мотивировать оставшихся сотрудников сложно как никогда. Согласно данным исследования Corporate Executive Board, в котором приняли участие 80 тыс. сотрудников, каждый пятый не чувствует себя увлеченным работой. Год назад этот показатель был вдвое ниже. Две из трех компаний, принявших участие в исследовании Quantum Workplace, имели более низкие показатели увлеченности сотрудников работой, чем год назад.

Некоторые менеджеры считают, что демотивированные сотрудники не представляют большой проблемы. Куда они денутся с учетом нынешних условий на рынке труда? Однако Джефф Саммер, главный по талантам в американской PricewaterhouseCoopers, считает подобную позицию крайне недальновидной: «Лучшие сотрудники по-прежнему востребованы, и если организация не мотивирует их, они уходят». Важно не только удержать их, но и помочь им показать лучшие результаты.

Поощрите менеджера

В сегодняшней непростой ситуации генеральный директор не является главным по мотивированию сотрудников, для него сейчас самая важная задача - удержать компанию на плаву. Поэтому наибольшее значение сейчас имеет то, как ведут себя менеджеры среднего звена. Именно их слова и поведение, как показывают исследования, оказывают наибольшее влияние на то, как рядовые сотрудники относятся к своей работе.

Поэтому очень важно, чтобы менеджеры среднего звена были сами мотивированы. Как бы они не пытались зарядить энергией своих подчиненных, они не смогут сделать этого, если будут сами несчастны, считает Джоан Карусо, консультант по организационной эффективности Ayers Group of New York. Им просто никто не поверит. «Язык тела» выдаст их с головой, и спрятаться за вдохновляющими e-mail´ами тоже не удастся.

Цена награды

Некоторые компании, например Google и Starbucks, помимо прочего предпочитают мотивировать сотрудников с помощью опционных программ. Но сейчас далеко не каждая организация может пойти на подобный большой шаг. Зато она может сделать множество маленьких (и не требующих больших затрат) шажочков, чтобы показать сотрудникам, что она их любит и ценит.

Компания Globoforce создает программы корпоративного поощрения для Intuit, Procter & Gamble и Dow Chemical и др. В рамках программы сотрудник может выбрать награду по своему усмотрению. Например, ценитель музыки из бухгалтерии может получить билет на концерт, а гурман из отдела продаж - подарочный сертификат в гастрономический бутик. По мнению Линды Амьюсо, президента в Radford Surveys + Consulting, подобная система мотивации более эффективна, потому что показывает, что вы хорошо знаете своих сотрудников и даете им именно то, что они ценят.

В компании Movie Gallery, которая в прошлом году оказалась на грани банкротства, для сотрудников, обеспокоенных своим будущим, провели специальную тренинговую программу по продажам. В ходе программы сотрудников учили, как продавать игры не только тинейджерам, но и занятым взрослым. Те, кто покажет лучшие результаты работы, получат в награду путешествие на Гавайи. Глава Movie Gallery Шериф Митьяс уверен, что в данном случае мотивирует сотрудников не размер награды, а признание заслуг.

Внутренняя мотивация

Эксперты считают наиболее важным наряду с описанными выше поощрениями воздействовать на внутреннюю мотивацию сотрудников. Внутренняя мотивация - это удовольствие от выполнения работы, понимание людьми того, что их работа действительно имеет значение. Примечательно, что внутреннюю мотивацию можно измерить. Например, с помощью нового инструмента Work Engagement Profile, созданного компанией Mountain View.

Менеджер не может напрямую влиять на внутреннюю мотивацию сотрудников, но может создать благоприятные условия для ее усиления - и для этого не нужны дополнительные расходы. Главные неденежные факторы, которым следует уделять повышенное внимание, - это открытость коммуникации, признание заслуг, планы по развитию карьеры и значимость выполняемой работы.


Источник: rb.ru

Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте