Банки выводят интернет-продавцов на честный счет

06-12-2016
Банки выводят интернет-продавцов на честный счет

Банки активизировали борьбу с предпринимателями, принимающими плату за покупки на личные карты. Однако под блокировку рискуют попасть не только продавцы, но и их клиенты.

В начале ноября на страницах небольших интернет-магазинов, сообществ мастеров и дизайнеров и сайтах совместных закупок прошла волна панических сообщений. Предприниматели уведомляли своих клиентов об учащении проверок операций по переводу денег на карту. По их словам, подозрительные банкиры блокируют счета не только продавцов, но и покупателей. Ситуацию выясняла «Фонтанка».

В своих постах предприниматели, использующие личные карты для расчетов с клиентами, описывают: покупатель пытается оплатить заказ, платеж не проходит, его личный кабинет блокируют. При звонке в сall-центр банка его спрашивают, не покупка ли это через интернет. После допроса с пристрастием личный кабинет открывают, но только если отправитель говорит, что переводил средства друзьям или родственникам. Если же тот признается, что оплачивал товар или услугу, его приглашают в банк для личных объяснений. В связи с этим покупателям настоятельно рекомендуют скрывать истинное назначение транзакции.

По словам дизайнеров и организаторов совместных закупок, большинство подобных ситуаций возникает у клиентов Сбербанка, однако и другие кредитные организации ужесточили политику в последние несколько месяцев.

«Карты блокируют, если в комментариях [к переводу] есть информация о покупке», – рассказала «Фонтанке» участница портала «Ярмарка Мастеров» (объединяет работающих на заказ дизайнеров) Марина. Однако в последнее время замораживание операций происходит, даже если перевод комментарием не сопровождался. «Возможно, [банки] интересуют платежи на крупные суммы – в соответствии с законом 115 («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»», – рассказал «Фонтанке» руководитель интернет-магазина Александр.

Клиенты сервисов подтверждают, что их карты тоже подвергаются блокировке. Чтобы вновь начать ими пользоваться, приходится объяснить назначение перевода. «Другу по такому платежу звонили вчера и устроили допрос», – пишет одна из участниц дискуссии на блоге logovojuni.diary.ru. Однако на вопрос «Фонтанки» о том, что за банк заморозил счет и удалось ли его разблокировать, она не ответила.

Об усилении контроля со стороны банков сообщают и пользователи портала bankir.ru. К примеру, клиентка Сбербанка Анна рассказывает, что одолжила довольно крупную сумму на развитие бизнеса мужу, а когда тот вернул ее на карту, банк счел транзакцию подозрительной, причем отказался разблокировать счет даже после объяснений.

«Не так давно позвонили из банка и сказали, что счет арестовали из-за того, что на счет поступало более 50 тысяч в месяц, и они имеют полное право знать, откуда такой заработок», – пишет на форуме bankir.ru пользователь Владимир, однако название кредитной организации не указывает.

Платежи не по правилам

Индивидуальные предприниматели зачастую используют текущий счет, открытый им как обычным физлицам, чтобы сэкономить на обслуживании расчетного счета, – говорит эксперт по налогообложению Наталья Мартынюк в публикации на портале «Главная Книга».

Это не вполне укладывается в установленные ЦБ правила, в соответствии с которыми банки открывают текущие счета только для операций, не связанных с предпринимательской деятельностью. Однако никаких штрафов для ИП за «нецелевое использование» счета нет.

Однако банки вольны устанавливать собственные правила, а также использовать в свою пользу 115-й ФЗ, который дает им право блокировать подозрительные операции.

Так, Сбербанк подтвердил «Фонтанке», что в его договоре обслуживания банковских карт есть условие, согласно которому держателю запрещается ее использование для ведения предпринимательской деятельности. В «ВТБ 24» сообщили, что при блокировке и разблокировке карт руководствуются 115-м ФЗ. Альфа-Банк заявил, что «выполняет все требования закона и нормативных документов Банка России, действуя в интересах благонадежных клиентов и соблюдая максимальную безопасность операций».

Вопрос о блокировке счетов покупателей банкиры оставили без комментариев, сославшись на то, что чем меньше известно о том, кого и по каким причинам они блокируют, тем меньше у недобросовестных пользователей шанса обойти эти меры.

Однако в неофициальной беседе участники рынка были более откровенны. Так, по словам одного из них, из-за ужесточения политики Центробанка и Росфинмониторинга в последнее время случаи блокировок клиентских счетов стали действительно происходить чаще. В том числе это касается тех, что оформляют их как частные, а используют для осуществления предпринимательской деятельности, уклоняясь тем самым от уплаты налогов. При возникновении такого подозрения возможности совершать операции лишается как отправитель, так и получатель, если оба являются клиентами одного банка.

Но вопреки заявлениям, распространяемым предпринимателями в социальных сетях, покупателю лучше не скрывать истинное назначение платежа от банка — если он признается, что платил за покупку в интернете, счет ему разморозят. Зато продавцу могут не разблокировать счет или попросить «такое количество подтверждающих документов для разблокировки, что человек сам закроет его».

Чтобы свести риск блокировки к минимуму, лучше вообще не переводить деньги за покупку на банковскую карту физлица, тем более что в случае нарушения прав потребителей вернуть сумму и привлечь продавца к ответственности будет крайне сложно, отмечают собеседники «Фонтанки».

Но предприниматели с таким подходом не согласны. «Некоторым так расплачиваться удобнее», – говорит дизайнер Наталия Лескова. По ее словам, использование личной карты вовсе не свидетельствует автоматически о недобросовестности продавца. К примеру, те, кто работает по схеме ЕНВД, отчисляют государству сумму, которая никак не зависит от прибыли и рассчитывается от средних показателей для его вида деятельности. Таким образом, считает она, принятие платежей через личный счет нельзя рассматривать как уход от налогов.

Зато действительно недобросовестных предпринимателей блокировки не останавливают. По словам участницы одного из сервисов совместных покупок, их организаторы отдают себе отчет, что, забирая процент от стоимости покупки, ведут коммерческую деятельность, с которой не платят налоги. Но в случае блокировки они просто меняют карты и продолжают работу по прежним схемам.

Источник: fontanka.ru



Версия для печати
Назад, к обзору всех новостей на сайте